Google и Яндекс попадут под ФЗ "О СМИ"

Google и Яндекс попадут под ФЗ "О СМИ"

Крупные новостные агрегаторы, такие как "Яндекс", Mail.ru, Google, Rambler и другие, хотят приравнять к СМИ – заставить отвечать за распространяемый контент, а также ограничить в них долю иностранного капитала 20%.

Соответствующие поправки к закону "Об информации, информтехнологиях и о защите информации", известному также как "закон о блогерах", были внесены в Госдуму, пишет "Коммерсантъ".

Законопроектом вводится новое понятие – "новостной агрегатор" - для интернет-ресурсов с количеством пользователей более 1 млн в сутки, которые собирают, обрабатывают и распространяют информацию.

Так, агрегаторы должны будут "проверять достоверность распространяемой общественно значимой информации", в том числе и из СМИ.

Кроме того, такой ресурс должен быть национальным юридическим лицом, а доля иностранного капитала ограничивается в нем 20%.

Если поправки будут приняты, то у агрегаторов будет шесть месяцев на приведение структуры компании в соответствие с новыми требованиями законодательства.

В случае, если ресурс по требованию Роскомнадзора не уберет недостоверную информацию, то ему будет грозить штраф от 400 тыс. руб. для физических лиц до 5 млн руб. для юридических лиц.

Google и Яндекс попадут под ФЗ "О СМИ"

По словам одного из авторов проекта, член фракции "Справедливая Россия" Алексея Казакова, эти поправки призваны заполнить "юридический вакуум". Он считает, что "новостные агрегаторы" должны "ответственно" подходить к распространяемой информации: либо черпать ее из авторитетных СМИ, либо отвечать за перепечатку.

"Агрегаторы по влиятельности превосходят СМИ. Но мы не хотим создать им условия для некомфортной работы, поэтому право обратиться в Роскомнадзор даем только профильным ведомствам, а не гражданам", - заявил Казаков "Ъ".

Он добавил, что соцсети или ресурсы типа eBay или "Али-Бабы" могут попасть под действие закона лишь в том случае, если заведут собственную ленту новостей, отметив, что "отдельные новостные подписки не играют роли".

Еще один автор законопроекта член фракции КПРФ Александр Ющенко напомнил, что около 60% пользователей получают новости с помощью поисковых программ и агрегаторов.

"Такие ресурсы определяют новостную повестку, ранжируя новости. Эта функция требует той же ответственности, как у СМИ", - пояснил он в интервью "Ъ".

По словам Ющенко, появление недостоверной информации может быть связана и с "ангажированным размещением новостей" в топах.

Поддержал инициативу коллег и глава думского комитета по информационной политике Леонид Левин, который, правда, детально пока не ознакомился с законопроектом.

"Сегодня уже не важно, где появилось сообщение, важно, кем оно будет распространяться. Агрегаторы новостной информации играют серьезную роль, это сложно не замечать, в том числе и регуляторам", - пояснил он "Ъ".

Левин добавил, что сегодня растет и роль социальных сетей как современных новостных сервисов, которые превратились "в высокотехнологичных распространителей новостного контента".

Однако сами новостные агрегаторы настороженно относятся к инициативе депутатов, заявляя, что в этом случае им придется избавиться от новостных сервисов в принципе.

Google и Яндекс попадут под ФЗ "О СМИ"

Пресс-служба "Яндекса" напомнила, что у "Яндекс.Новостей" нет редакции, сервис автоматически собирает сообщения и в том же виде показывает их заголовки и фрагменты, не публикуя при этом полные тексты новостей.

"Таким образом, "Яндекс.Новости" объективно ограничен в возможности проверки законности и достоверности новостной информации, подготовленной третьими лицами, и не может нести ответственность за такую информацию", - заявили в пресс-службе компании.

По словам президента ассоциации интернет-издателей Ивана Засурского, "прессовать агрегацию бесперспективно: в соцсетях ее вообще не достать".

"Мы ждем других новостей - не о том, как задушить информацию, а о новых инструментах развития. Развитие интернета возможно только на базе общественного консенсуса", - заявил Засурский в интервью "Ъ".

В случае принятия законопроекта, как пишет "Ъ" со ссылкой на источник в Госдуме, под его действие попадут до 30 крупных компаний: "Яндекс", Mail.ru, Google, Rambler, "ВКонтакте", "Спутник", Facebook, Twitter и другие.

Блогосфера

наверх