Новейший ЦУП взял под контроль Москву

10.10.2017Центр
250
Авиация
Новейший ЦУП взял под контроль Москву

Новый центр управления полетами для авиаузла Москвы был сдан 10 октября в эксплуатацию.

Столь масштабный и уникальный проект реализован в России впервые, утверждают специалисты. Переход на управление воздушным движением посредством новой отечественной системы – "Синтез-АР4" - имеет стратегическое значение как для российской, так и международной авиации.

Новейшая система была разработана концерном ВКО "Алмаз – Антей" (предприятия АО "ВНИИРА" и ООО "Фирма "НИТА", Санкт-Петербург).

Новый московский ЦУП является самой современной системой в классе автоматизированных систем для гражданской авиации.

Сегодня Московский аэроузловой диспетчерский центр контролирует территорию в радиусе 150-180 км.

Центр обеспечивает управление движением самолетов, вылетающих из Москвы и прибывающих в аэропорты Шереметьево, Внуково и Домодедово, а также транзитных воздушных суден и самолетов государственной авиации.

Зона ответственности Московского центра – это территория площадью 720 тысяч кв. км в интервале высот 1500 – 12100 м. Протяженность зоны ответственности с севера на юг составляет 1038 км, с запада на восток – 974 км. Протяженность воздушных трасс составляет более 26000 километров.

Система организации воздушного движения Московского центра является самой современной системой в классе автоматизированных систем высокого уровня и соответствует современным требованиям и находится в ряду современных систем нового поколения мирового уровня, а часть функциональных возможностей не имеет аналогов.

В настоящее время с использованием этой системы обеспечивается около 60% полетов воздушных судов над территорией Российской Федерации.

Кроме того, считают специалисты концерна "Алмаз-Антей", новое оборудование улучшит взаимодействие ЦУПа с воздушно-космическими силами. Старый ЦУП, оснащенный морально устаревшим комплексом "Терсак", не отвечал современным требованиям организации воздушного движения.

Новейший ЦУП взял под контроль Москву

В отличие от импортного "Терсака", новая система и ее программное обеспечения, – исключительно российского производства.

Впрочем, среди СМИ, освещавших открытие нового ЦУП, нашлись и критики. Причем, с одной стороны, журналисты вроде и понимают необходимость открытия нового ЦУПа, с другой – пытаются навязать идею создания некой "новой резервной системы", под которую вновь потребуется выделить бюджетные средства.

На деле, новая система уже введена в эксплуатацию, уровень ее надежности и эксплуатационные резервы очень высокие.

Немного информации для углубленного понимания, как работает новая система.

Новейшая система действует на базе "СИНТЕЗ-АР4" с встроенной подсистемой упрощенного функционирования (by-pass) и резервная система на базе КСА УВД "Альфа-3".

Следует отметить, что все системы (основная, подсистема by-pass и резервная) дублированы. Резервная система выполнена с идентичным основной системе человеко-машинным интерфейсом, с независимой аппаратной частью и энергообеспечением.

При использовании резервной системы в работе диспетчеру не приходится переходить на другое место, в том числе на АКДП, как и рекомендовано международной практикой.

Обеспечено тройное резервирование по электропитанию: два независимых фидера, мощные независимые автоматические дизель-генераторы, мощные источники бесперебойного питания. Данные состояния энергосистемы выводятся на табло системы технического управления и контроля.

Функция "by-pass" служит для обеспечения рабочих мест комплекса информацией наблюдения о воздушном движении при полном отказе центральных серверов обработки информации, а также при модернизации комплекса.

Подсистема "by-pass" реализована с использованием технических средств, обеспечивающих независимый от технических средств КСА УВД прием, обработку, распределение и доведение информации о наблюдении на средства отображения, установленные на пультах диспетчерах.

Таким образом, обработка информации наблюдения, служащая основным критерием безотказности системы, имеет шестикратное резервирование.

По мнению экспертов Росавиации, разработанная концерном система является самой защищенной в мире от кибератак.

В российской системе дублируется множество степеней защиты, и заложены самые современные алгоритмы электронной защиты от взломов и хакерских атак.

Александр Михайлов, военный эксперт, блогер

Центр

Социальные комментарии Cackle
наверх