Что погубило бомбардировщик Ту-95МС?

15.07.2015Мнения
3116
Что погубило бомбардировщик Ту-95МС?

У российской военной авиации нынешним летом началась черная полоса.

За полтора месяца произошли шесть крушений самолетов, последнее из которых случилось 14 июля - в Хабаровское крае разбился стратегический бомбардировщик Ту-95МС, выполнявший тренировочный полет.

Семь членов экипажа покинули падающую из-за отказа всех двигателей машину на парашютах, пятеро из низ спаслись, а двое были найдены на земле мертвыми.

Спасатели предполагают, что у них запутались стропы парашютов. Выжившие летчики доставлены в военный госпиталь, их состояние оценивается как удовлетворительное.

Военные источники не уточняют имена погибших, однако LifeNews удалось узнать состав всего экипажа.

Это командир самолета майор Антон Батечко, помощник командира капитан Юрий Кравцов, штурман майор Сергей Пономарев, второй штурман старший лейтенант Валентин Филиппов, оператор бортовых средств связи капитан Василий Девятков, кормовой стрелок старший прапорщик Олег Шакилин, бортинженер майор Александр Зайцев.

Минобороны заявило, что Ту-95МС выполнял плановый полет без боекомплекта.

"По предварительной информации, после доклада командира экипажа о возникновении аварийной ситуации руководитель полетами приказал экипажу покинуть самолет парашютным способом. По докладу пилотов второго самолета, выполнявшего полет в том же районе, они визуально наблюдали купола раскрывшихся парашютов членов экипажа Ту-95 МС", – сообщило ведомство.

Отказ всех двигателей - редкий случай.

Если они перестают работать одновременно (первоначально сообщалось, что остановились три силовые установки), значит, причина не в них, а в чем-то другом.

В последний раз с этим типом самолетов такое случалось аж в 1987 году, когда на Ту-95К вышли из строя три двигателя из четырех и произошла катастрофа. После этого вплоть до вчерашнего дня Ту-95 вообще не разбивались из-за технической неисправности.

Правда, в позапрошлом году один сгорел во время подготовки к полету - замкнула электропроводка после некачественного ремонта.

Бывший военный летчик, заслуженный пилот СССР Олег Самарин видит причину в другом:

"Это указывает на некачественное авиатопливо. Одновременный отказ всех двигателей – малая вероятность. Только из-за некачественного топлива или его отсутствия", – цитирует его "Взгляд".

К такой же версии склоняется и бывший депутат Госдумы полковник Виктор Алкснис, служивший в ВВС СССР.

"Неужели вы считаете, что уж здесь-то полный порядок? Могу вас разочаровать, там, где действуют законы дикого рынка, где есть возможность урвать лишнюю копейку, там могут в самолеты заливать и ослиную мочу. И многое, многое другое является причиной "самолетапада" последних недель. И рассчитывать, что сейчас быстренько наведут порядок, устранят выявленные недостатки и самолеты перестанут падать на землю, не приходится", – констатировал он у себя в Фейсбуке.

Остальные "летние" крушения самолетов в обратной хронологии выглядят так.

7 июля разбился штурмовик Су-24М в районе аэродрома Хурба в Хабаровском крае. Оба члена экипажа погибли.

3 июля упал истребитель МиГ-29 в Краснодарском крае в районе аэродрома Кущевская, пилот катапультировался. Минобороны сообщило о технической неисправности одного из двигателей (предварительная версия).

8 июня в Приамурье стратегический бомбардировщик Ту-95 при разгоне выкатился за пределы ВПП, несколько членов экипажа получили травмы, сообщалось об одном погибшем. Причиной стал пожар в одном из двигателей (предварительные данные).

4 июня отмечено сразу двумя авариями. В районе полигона Ашулук в Астраханской области разбился истребитель МиГ-29. Оба пилота катапультировались, а самолет после крушения взорвался. Причины неизвестны.

Тогда же под Воронежем при посадке перевернулся фронтовой бомбардировщик Су-34 из-за нераскрывшегося тормозного парашюта. Экипаж не пострадал.

Вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин расценил эту череду аварий как простое стечение обстоятельств.

"Думаю, это просто черная полоса в авиации, говорю это как летчик первого класса", – заявил он.

Что же касается Ту-95, то он остается высокого мнения о качестве ракетоносца.

"Это удачный самолет. Во всем мире самолеты падают – и B-52 падают, но американцы не собираются их снимать с вооружения. Ни о каком списании этих машин не может идти и речи".

Сейчас в ВВС России состоят на вооружении 63 самолета этого типа.

До 2020 года на них должны поменять электронику и провести другие работы, чтобы довести срок службы до 40–45 лет с момента выпуска. Но авиаконструкторы говорят, что и это не предел - Ту-95 могут использоваться вплоть до 2040-х годов.

"На самолетах меняются агрегаты, системы. Поэтому говорить, что он изношенный, как, допустим, ботинки, совершенно нельзя, – поясняет бывший командующий Военно-транспортной авиацией России Владимир Андреев. – Самолет – это не автомобиль. Задачи по своему предназначению эти самолеты могут выполнять. Задачи тоже меняются".

А с середины 20-х годов на замену Ту-95 и другим самолетам дальней авиации начнет поступать разрабатываемый сейчас бомбардировщик ПАК ДА.

Он будет дозвуковым и сможет решать задачи, которыми сейчас заняты сразу три типа самолетов дальней авиации: Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3. Об этом в конце прошлого года рассказал главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев.

Ту-95 - семейство стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев.

Что погубило бомбардировщик Ту-95МС?

Самолет предназначен для поражения ядерным и обычным оружием важных целей в удаленных военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий. Разработан в КБ "Туполев". Главный конструктор - Николай Базенков. Прототип базовой модификации совершил первый полет 12 ноября 1952 года. Принят на вооружение ВВС СССР в 1956 году.

Серийно выпускался до 1992 года. на Таганрогском машиностроительном заводе имени Г.М. Димитрова и авиационном заводе номер 18 в Куйбышеве. Всего было произведено около 500 Ту-95 разных модификаций, а также порядка 100 экземпляров Ту-142.

По некоторым данным, причиной крушения Ту-95МС под Хабаровском стали проблемы с подачей топлива к силовым установкам. Создать их мог отказ любого из агрегатов топливной системы, таких как подкачивающие и основной насосы, фильтры грубой и тонкой очистки топлива, автомат дозировки, рабочие форсунки.

Версия некачественного топлива также не исключается.

Александр Романов

Мнения

наверх