Ян Новиков: "Задача – создать систему ВКО России"

Ян Новиков: "Задача – создать систему ВКО России"

Генеральный директор АО "Концерн ВКО "Алмаз – Антей" Ян Новиков дал интервью журналистам в ходе открытия нового завода концерна в Нижнем Новгороде.

Ян Валентинович, в течение последнего месяца ваш концерн открывает уже второй завод. Получается, что международные санкции не оказали на "Алмаз-Антей" никакого влияния, и вы уже полностью адаптировались к работе в новых экономических условиях?

Ян Новиков: "Задача – создать систему ВКО России"

Санкционное давление Запада, без сомнения, оказало влияние на экономическую деятельность концерна. Значительно выросли наши расходы на импортозамещение комплектующих изделий и материалов, на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Например, если в 2014 году финансирование проводимых нами НИОКР в рамках ФЦП "Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011 - 2020 годы" составило чуть менее 2 млрд рублей, и 50 % этих работ проводилось за счет бюджетных средств, то в 2015 году доля финансирования НИОКР за счет бюджета снизилась в разы, при этом объем работ, мягко говоря, не уменьшился. В этом же году финансирование НИОКР концерна осуществляется практически полностью за счет собственных средств.

На строительство новых заводов много средств ушло?

Что касается заводов в Нижнем Новгороде и Кирове, в их строительство на сегодняшний день вложено 74 млрд рублей. Но правильно было бы вести речь не только о строительстве двух новых производственных площадок в Нижнем Новгороде и Кирове. Концерном в 2012-2016 годах осуществляется масштабная инвестиционная программа – помимо Кировского машиностроительного предприятия и Нижегородского Завода 70-летия Победы, в Санкт-Петербурге создается Северо-западный региональный центр.

Работы по этим проектам на сегодня практически завершены. Совокупный объем инвестиций в эти три объекта на данный момент составляет около 120 млрд рублей, из которых 104 млрд рублей – собственные средства концерна.

Остались ли в составе концерна предприятия с нерешенными финансовыми проблемами?

В состав концерна входит заметное количество так называемых проблемных предприятий, - напомню только последнюю ситуацию с вхождением в наш состав Брянского автомобильного завода. Предприятие досталось нам в предбанкротном состоянии.

А как обстоят дела с закупкой нового оборудования?

С 2015 по 2020 годы рамках инвестиционной программы концерна запланировано вложение более 46 млрд рублей собственных средств в техническое перевооружение и модернизацию производства. Часть оборудования мы, конечно, закупаем за рубежом, но альтернативу западным компаниям "Алмаз-Антей" уже нашел. Мы начали более активно вести закупки у азиатских коллег, что позволило продолжать работу без особых потерь. Активно наращивает свои возможности и отечественный станкопром.

Ян Новиков: "Задача – создать систему ВКО России"

Что касается элементной базы, то ситуация здесь примерно такая же. Во-первых, идет программа импортозамещения. Большинство иностранных компонентов, которые раньше использовались при изготовлении техники, мы успешно заменили на отечественные аналоги. Кроме того, у нас есть возможность заказывать изготовление разработанной у нас элементной базы за рубежом. Аналогичный подход активно используют и американцы, и европейцы…

С преобразованием нас в концерн воздушно-космической обороны возник ряд новых задач, требующих концентрации ресурсов, управленческих усилий, полномочий и ответственности. Увеличилось количество входящих в "Алмаз-Антей" предприятий. Существенно вырос и объем государственного оборонного заказа.

Сразу отмечу, что, несмотря на все трудности, мы приложим максимум усилий для того, чтобы сохранить и нарастить интеллектуальный, кадровый и производственный потенциал предприятия. Несмотря на экономические санкции со стороны западных стран, мы выполним в необходимые сроки поставленную перед ним задачу по созданию технической основы воздушно-космической обороны страны.

Главным залогом успеха в этом деле является наш сплоченный 125-тысячный коллектив: ученые, инженеры, конструкторы, программисты. На самом деле уровень квалификации наших работников очень высок. В команде концерна трудятся 2 академика РАН, 8 членов-корреспондентов отраслевых академий наук, 145 докторов наук и 904 кандидата наук. С таким кадровым составом нам по плечу любая задача.

А какие еще задачи стоят сейчас перед вашими предприятиями?

Ян Новиков: "Задача – создать систему ВКО России"

Прежде всего – создать систему ВКО государства. Нам предстоит объединить в единую замкнутую научно-производственную систему весь спектр технологий создания вооружения ВКО, в том числе в области создания перспективных огневых средств, средств разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, системы управления ВКО и единой системы ремонта, гарантийного и сервисного обслуживания.

Краеугольным камнем в основу решения этой задачи лег указ Президента об образовании на базе ОАО "Концерн ПВО "Алмаз – Антей" акционерного общества "Концерн воздушно-космической обороны "Алмаз – Антей". С этой целью в состав концерна вливаются новые предприятия. Одно из них – "Комета" – вышла из КБ-1, в последующем преобразованного в ЦКБ "Алмаз" (ныне ПАО "НПО "Алмаз"). Академик Анатолий Иванович Савин, который долгие годы возглавлял "Комету", работал в нашем концерне в качестве генерального конструктора, а затем научного руководителя. Как вы, наверное, знаете, 27 марта его не стало.

Что касается наших обязательств в рамках гособоронзаказа – мы планируем увеличить темпы работ по целому ряду государственных контрактов, заключенных с Минобороны России.

А как продвигаются работы по созданию зенитной ракетной системы С-500?

Почти вся информация по этой системе на сегодняшний день является закрытой. Могу только сказать, что наше предприятие является головным исполнителем работ по созданию единой системы воздушно-космической обороны страны.

Подчеркну, что продукция концерна не ограничивается тематикой ПВО-ПРО. Мы являемся лидерами отечественного радиолокационного радиостроения, производим востребованные средства обеспечения боевых действий сухопутных войск – радиолокационные средства наземной разведки.

Например, широко известны за рубежом и составляют основу отечественных систем управления воздушным движением производимые в концерне средства организации и управления воздушным движением – аэродромные радиолокационные комплексы "Лира-А10", "Утес-Т", ДМРЛ-С, МВРЛ "Аврора", автоматизированные системы управления воздушным движением "Синтез", "Топаз", "Вега".

Все крупные центры управления воздушным движением страны, в том числе один из крупнейших в Европе – Московский центр, – комплектуются в основном аппаратурой нашего концерна.

Спасибо за беседу!

Мнения

наверх