Литературный Нобель за "бардеж" из США?

Вручение Нобелевской премии по литературе музыканту Бобу Дилану стало последней каплей.
После подобного смешения жанров некогда солидная международная награда перешла в разряд юмористических призов.
Собственно, к подобному состоянию Нобелевский комитет шел уже давно, раздавая премии направо и налево каким-то странным личностям с сомнительными достижениями, но теперь процесс оформился окончательно.
И дело здесь не только и не столько в Бобе Дилане.
Для музыкантов существуют отдельные премии, там их и надо награждать, чтобы не возникал вопрос: "Мы на Евровидении или где?"

Печально, что сам 75-летний Дилан, давно обласканный музыкальной славой, не чувствует условности этой ситуации и заключающейся в ней иронии.
Да, он был сверхпопулярным в семидесятые, да, он сделал рокн-ролл "умным", убрав бесконечные завывания "бэйби – мэйби" и внедрив в него сложные тексты, да, его песни перепевали множество раз разные артисты, а его влияние на рок-музыку огромно.
Но надо отдавать себе отчет: в сущности, он только бард, отказавшийся от акустической гитары. Голоса нет, музыка простая, вся сила - в стихах. Но и стихи специфические, не могущие существовать отдельно от песен.
Без музыки такие тексты сразу выцветают и чахнут.
Это не настоящая поэзия.
Дилан - поэт в такой же степени, в какой и Виктор Цой или Владимир Высоцкий.
Однако никому ведь не приходит в голову выдвигать их на Нобелевскую премию, ясно, что недотягивают.
О награждении Дилана поэт Игорь Караулов написал в Фейсбуке: "Невеликие артисты, Но понятны и просты. Мы теперь нобелианты, А у вас одни понты".
Однако "понты" не у нас.
Это нам пытаются навязать Нобелевскую премию как главную награду человечества своим самым талантливым представителям. Но если с этим и можно с оговорками согласиться, то только в той части, которая касается точных наук. А во всем остальном это всего лишь премия западной цивилизации тем, кто должен стать ориентиром для загоняемого в глобализацию населения планеты.
Иными словами, это западная премия для западных обывателей, которую хотят распространить на весь мир.
Вот ближайшее доказательство. Дилана наградили "за создание нового поэтического выражения в рамках великой американской песенной традиции". Оставим на совести авторов "великую американскую песенную традицию" (с каких пор она таковой стала?) и зададимся вопросом: "А разве достижения лауреата не должны касаться всех, а не только американцев?"
Ответ прост – все западное подается как самое лучшее, которое и должно воцариться во всем мире. Это общий вектор движения: одни идут по нему сами, других подталкивают, а кого и волокут.
Самые субъективные части Нобелевской премии – это литература и мир (очень близко к ним примыкает экономика, но о ней говорить не будем).
Премии в этих областях вручают с 1901 года специальные комитеты – шведский в первом случае и норвежский во втором.
Присуждение изначально было совершенно западоцентричным - долгие годы они вручались только представителям европейской и американской политики и культуры. До 1973 года премию мира получил лишь один человек не из США и Европы – аргентинский дипломат и юрист.

Среди лауреатов премии по литературе до 1957 года были три не западных автора – индиец Тагор, русский Бунин и аргентинка Мистраль.
С 50-х литпремия вышла из раковины и распространилась на другие части мира. В ней появился Пастернак, и даже последующий Шолохов (как попытка сгладить политический эффект от возмутившего Москву "антисоветского жеста" с премией за "Доктора Живаго").
В прошлом году ее дали белорусской журналистке Алексиевич (живет на Западе), за пропитанные русофобией сочинения не бог весть какой художественной ценности.
Что касается премии мира, то ее, наряду с политиками, подозрительно часто получают диссиденты (раньше советские, потом китайские).

А также организации или люди, продвигающие главные темы глобальной атлантической повестки: "За ненасильственную борьбу за права и безопасность женщин и участие в миротворческом процессе" или "За изучение последствий глобальных климатических изменений, вызванных деятельностью человека, и выработке мер по их возможному предотвращению".
С последней формулировкой премию в 2007-м получил бывший вице-президент США Гор, что не помешало спустя два года дать ее Бараку Обаме, занимавшему пост президента всего несколько месяцев.
Лауреата по литературе определяют 18 членов Шведской академии, призванной хранить чистоту шведского языка, а премию мира – Норвежский нобелевский комитет, который формируется норвежским парламентом из норвежских же политиков. То есть это скандинавские премии, распиаренные до глобального масштаба.
Возникает вопрос: а при чем здесь тогда мировая литература и какое дело до этого русским, индусам, китайцам и вообще 90 процентам человечества?
Уже давно никто не воспринимает всерьез конкурс "Евровидение", а его награждения никого не задевают. Кончита – так Кончита, Джамала – так Джамала. Наградят завтра говорящую лошадь – пускай себе. Рубежом там, собственно, стала Кончита, после которой сделалось все равно, кто следующий.
А в литературной "нобелевке" - Дилан, получивший премию за бардовские песни, или, если можно так выразиться, бардеж.
Имена дальнейших лауреатов уже не имеют значения.
Премия себя изжила и сделалась местечковым скандинавским явлением, которое ни в коей мере не отражает достижения мировой литературы. Она могла бы себя спасти, если бы досталась, например, японскому писателю Харуки Мураками, но ему не дали.
Видимо, для членов комитета это слишком сложная литература, бардеж куда понятнее.
Нобелевка теперь является инструментом пропаганды и отражает безуспешные попытки англосаксонской элиты претендовать на статус элиты глобальной. Так и надо к ней относиться.
Александр Романов
Мнения
-
Борцы с Маннергеймом празднуют победу
Мемориальная доска в честь финского ...
14.10.20161895 -
Радиоэлектронное оружие поразило мир
Как известно, в разработке новых ...
13.10.20163871 -
Дадут ли отпрыску ЛУКОЙЛа 2 года тюрьмы?
Представитель "золотой молодежи", сын ...
13.10.20162031