Банкротство Павла Абросимова: куда идет Автоторгбанк?

Банкротство Павла Абросимова: куда идет Автоторгбанк?

Владельцы автохолдинга Major и Автоторгбанка Павел Абросимов и Михаил Бахтиаров приобрели сельхозпредприятие "Вязово" в Тульской области. Всего в ходе сделок владельцы получили свыше 20 тысяч га земель в тульском регионе. Тульское хозяйство занимается выращиванием пшеницы, ячменя и прочих культур, имеет комплекс для сушки и очистки мощностью 100 тонн в час и элеваторы. Предприятие также занималось животноводством, однако сейчас у "Вязово" только растениеводческий бизнес.

Под их контроль также перешли ООО "Возрождение", ООО "Междуречье", ООО "СП "Рассвет"" и ООО "Садко". По подсчетам экспертов, сделка обошлась Абросимову и Бахтиарову в 0,6 — 1,2 млрд рублей.

Имя Павла Абросимова недавно всплыло в СМИ в негативном контексте – в адрес бизнесмена звучат обвинения в том, что принадлежащие ему фирмы показывают минимальные прибыли при огромных оборотах, а купленный ним в 2008 году "Автоторгбанк" стремительно приближается к банкротству. Павлу Абросимову ему принадлежат полностью или частично 25 компаний в Санкт-Петербурге, Осташево, Михалково, Красногорске, Мытищах, Дзержинском, Болкашино, Москве, Балашихе, Химках и так далее. Основной род деятельности – продажа, аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств, а также спецтехники.

Основа бизнес-империи – фирма Major (Мэйджор), занимающаяся грузоперевозками и продажей автомобилей. Является вторым крупнейшим автодилером страны. В начале нулевых бизнес Абросимова начал набирать обороты: в 2001 году холдинг создал транспортное подразделение Major Cargo Service. Через два года была выделена компания по экспресс-доставке корреспонденции и малогабаритных грузов Major Express. Тогда же было сформировано подразделение Major Auto Trans, занимающееся перевозкой автомобилей.

Потом Абросимов прикупил "Автоторгбанк", через который заставляют клиентов оформлять кредиты на покупку авто и страховать в фирме, которую порекомендует банк. Но это мелочи по сравнению со скандалом 2009 года, когда название банка попало в нелицеприятную историю с контрабандой. Через банк же отмывались и легализировались деньги, полученные компанией Major Cargo Service. О том, что версия правдива, говорит факт обыска в помещении компании и центральном офисе холдинга "Мейджор" на Новорижском шоссе.

Тогда компанию обвиняли в контрабандном ввозе в РФ строительной техники, а обыски проводились в рамках уголовного дела по статье "Контрабанда", возбужденной в отношении сотрудников Major Cargo Service. Ущерб оценивался в один миллиард тогдашних рублей.

Но дело замяли. Разгадка проста: в состав совета директоров "Автоторгбанка" входил некий Н.Н.Барышников. Сам по себе он никто, но вот с отцом повезло. А отец у него не простой – это генерал ФСБ Николай Барышников. Так что папе совсем ни к чему были разборки с банком, в котором не последним человеком был его сын.

Сын генерала также входил в Совет директоров одного из предприятий холдинга - Major Auto. А вице-президентом холдинга был бывший начальник СЭБ УФСБ по Москве и области полковник Игорь Анисимов. Так что результат дела о контрабанде был немножко предсказуем. А, может, даже и сами все эти ФСБшные чины поспособствовали как закрытию, так и открытию дела. Почему бы не заработать и заодно доказать свою полезность?

С "Автоторгбанком" связана еще одна странность – хотя стоимость активов и количество вкладов физических лиц растет, в то же время кредитный портфель банка сократился на 9,76%, более чем на 28 миллионов выросла просроченная кредитная задолженность, на 66,1 миллиона снизились вложения в ценные бумаги и на 448,5 миллиона рублей (15,23%) – кредитование предприятий и организаций. По результатам анализа деятельности банка эксперты вынесли следующий вердикт: доля просроченных ссуд – высокая, доля резервирования по ссудам – неудовлетворительно, размер крупных кредитных рисков – удовлетворительно (тенденция – отрицательная). Агентство "Эксперт РА" присвоило банку негативный рейтинг, что свидетельствует о том, что дела в банке идут весьма плохо, а на горизонте маячит банкротство.

С деятельностью холдинга Абросимова связывают и проблемы у конкурента – группы компаний "Рольф", которая является лидером российского автомобильного рынка. Якобы по заказу бенефициаров "Мейджора" против основателя "Рольфа" и бывшего депутата Госдумы Сергея Петрова было возбуждено уголовное дело, а сам он вынужден был сбежать в Австрию. Сам он отрицал вывод средств в кипрский оффшор (в чем его обвиняли) и утверждал, что его "заказали" конкуренты.

А конкурентами как раз и является холдинг Абросимова. Так это или нет – достоверно неизвестно, но то, что "Мейджор" пытался перехватить у "Рольфа" лидерские позиции на авторынке – правда. Как и то, что за "Рольфом" стояло МВД, а за "Мейджором" – ФСБ. Или – наоборот. Версии разнятся в деталях, но сходятся в одном: "наезд" на "Рольф" прикрывали высокие чины в погонах.

О том, что дела у "Автоторгбанка" идут не очень, мы уже упоминали. Но ряд экономических обозревателей указывает также на странный диссонанс между выручкой и прибылью холдинга "Мейджор" – например выручка "Мэйджор Авто Центр" с 2106 года по 2017-й выросла с 11 до 13 миллиардов рублей, а вот прибыль почему то наоборот упала просто катастрофически – с 2,6 миллионов до 37 тысяч рублей.

В 2019 году оборот составил 19 миллиардов рублей, а прибыль – 3,5 миллиона. При этом фирма имеет 146 государственных контрактов 4,19 миллиарда рублей. Основным заказчиком выступает федеральное МВД, от которого получено подрядов на 3,1 миллиарда. Кроме того, в число заказчиков входят Генеральная прокуратура, ФГУП "Охрана" Росгвардии, Росреестр.

Подобным образов обстоят дела и у других фирм холдинга: у ООО "Мэйджор-Авто" выручка в 2019 году составила 17 миллиардов рублей, прибыль – 566 тысяч. ООО "Мэйджор Автомобили" при выручке 8,7 миллиарда принесло убытки в размере 128 миллионов рублей.

Возвращаясь к исходному: все земельные приобретения дали возможность увеличить земельный банк холдинга "Мейджор" настолько, что он вошел в пятерку крупнейших сельхозпроизводителей российского рынка. Но и этого им мало - они намереваются производить вина под маркой M Meta Valley в Крыму.

А пока же холдинг Павла Абросимова реализует едва ли ни большинство автомобилей в стране. По данным экспертов, ежегодный оборот компании составляет примерно 100 миллиардов рублей. Но почему-то контролирующие органы не настораживает резко диссонирующая с оборотами холдинга прибыль. Или уже насторожила, о чем Абросимову конфиденциально сообщили друзья в погонах, и он решил вложить деньги в сельское хозяйство, где реальные прибыли и убытки посчитать гораздо труднее?

Мнения

наверх