Как Каменщик "собрал" Домодедово

05.07.2016Слухи
1917
олигархи
Как Каменщик "собрал" Домодедово

Владелец Домодедово Дмитрий Каменщик по решению суда был отпущен из-по домашнего ареста.

Юристы считают, что в скором времени стоит ожидать и окончательного закрытия дела против владельца одного из крупнейших московских аэропортов.

Уголовное дела против Каменщика было возбуждено "по следам" теракта 2011 года, когда взрыв в аэропорту Домодедово унес жизни 37 человек. Руководителей аэропорта в настоящее время обвиняют в оказании услуг, не отвечающих правилам безопасности.

Однако в окружении Каменщика считают, что настоящая причина ареста – желание заставить владельца аэропорта выйти из бизнеса.

В связи с этим делом всплыл и ряд интересных подробностей, как Каменщик стал владельцем Домодедово и превратил его в крупнейший аэропорт Москвы.

Масштабная реконструкция Домодедова, построенного еще в 1962 году, началась лишь в 1998 году.

До этого времени пассажирский терминал аэропорта, построенный для выполнения рейсов в Среднюю Азию и Сибирь, больше напоминал сарай, так как на его развитие у государства не было денег.

Реконструкцию терминала задумало ООО "Ист Лайн", которое на тот момент владело Домодедово в равных долях с государством.

Как Каменщик "собрал" Домодедово

Сама "Ист Лайн" в середине 1990-х начинала с того, что возила через Домодедово ширпотреб из Китая в Москву. Но после перестройки стало управлять всеми активами аэропорта.

Основателями компании являлись двое молодых людей из Екатеринбурга - сотрудник Рабочего центра экономических реформ при правительстве Антон Баков и студент философского факультета МГУ Дмитрий Каменщик.

Однако вскоре Баков вышел из бизнеса и Каменщик занялся "Ист Лайном" самостоятельно.

Как в 2015 году бизнесмен рассказывал в интервью Forbes, складским комплексом в Домодедово в те годы командовали не руководители аэропорта, а грузчики, подконтрольные бандитам.

На свой риск Каменщик предложил директору ДПО ГА Леониду Сергееву построить новый грузовой терминал в Домодедово. Сергеев согласился, и первая очередь комплекса была введена в эксплуатацию в 1995 году.

Но этим Каменщик не ограничился. И уже в следующем году предложил Сергееву реконструировать пассажирский терминал.

Как Каменщик "собрал" Домодедово

"Ист Лайн" готова была взять все расходы на себя, но взамен требовала долю в будущем аэровокзале. Сергеев согласился на эти условию.

Еще год спустя, в 1997 году, премьер Виктор Черномырдин распорядился разделить ДПО ГА на три юридических лица, одно из которых затем обанкротилось, что дало возможность структурам "Ист Лайна" выкупить долю государства в аэровокзале.

В итоге в начале 2000-х годов имущество Домодедово было переписано на кипрскую Hacienda Investments Ltd.

В середине 2000-х годов государство пыталось оспорить у Домодедово право передачи пассажирского терминала структурами "Ист Лайна", а также сделку об аренде аэродрома и прилегающих территорий.

Когда разбирательства дошли до Высшего арбитражного суда (ВАС) в дело пришлось вмешаться высокопоставленным чиновникам, которые, на удивление, заняли сторону Домодедово.

Тогдашний губернатор Московской области Борис Громов отправил письмо президенту Владимиру Путину, в котором выразил обеспокоенность, что иски могут привести к закрытию аэропорта.

"Законы нужно соблюдать, но действия государства не должны приводить к разрушению успешно функционирующего бизнеса", - закрыл оба дела Путин.

В то же время обновленный терминал Домодедово стал активно привлекать авиакомпании: в 2001 году в него перешла вторая по объему международных перевозок "Трансаэро", в 2002-м - первая по внутрироссийским "Сибирь", а в 2003 - первая западная компания British Airways.

В итоге, в 2005 году Домодедово стал крупнейшим аэропортом России, обогнав почти на 2 млн человек Шереметьево.

Как Каменщик "собрал" Домодедово

Роль в столь успешном развитии Домодедово сыграл ряд факторов – здесь и поддержка высокопоставленных чиновников, в числе которых Громов и Герман Греф, и запуск в 2002 году скоростной электрички с Павелецкого вокзала Москвы до аэропорта.

Причем, договариваться с чиновниками Каменщик сам никогда не умел. С эти успешно справлялся председатель наблюдательного совета Домодедово - бизнесмен Валерий Коган, появившийся в "Ист Лайне" в 2000 году.

Примечательно, что в 2011 году Каменщик намеревался продать свой бизнес и обсуждал условия сделки с бизнесменом Александром Пономаренко.

Пономарев рассматривал эту сделку "вместе с партнерами", которым мог быть владелец группы "Сумма" Зиявудин Магомедов.

По данным СМИ, интерес к Домодедово так же проявляли группа "Ренова" Виктора Вексельберга и инвестор Игорь Юсуфов, входивший в 2011 году в совет директоров "Газпрома".

Но до финальной стадии переговоров дошел в 2013 году лишь альянс "Роснефти" и оператора региональных аэропортов "Новапорт", подконтрольного холдингу AEON предпринимателя Романа Троценко.

Однако, по словам собеседника РБК, сделка сорвалась, так как Каменщик попросил "задаток" в $100 млн.

"Представители Троценко в первый раз вели переговоры о покупке Домодедово осенью 2011 года, потом почти весь 2013 год. Возможно, окружение Каменщика, устав от встреч и разговоров, решило убедиться в серьезности намерений покупателя", - пояснил ситуацию источник издания.

Вместе с тем, на прошедшем в июне ПМЭФ Троценко заявил, что интерес к Домодедово у него сохраняется.

Как Каменщик "собрал" Домодедово

Однако все переговоры будут отложены до завершения уголовного преследования Каменщика.

Журнал Forbes оценивает состояние Каменщика в $2,9 млрд.

Чистая прибыль Домодедово, согласно последней опубликованной в 2013 году отчетности, составила 9,4 млрд руб.

В период с 2008 по 2014 год выручка аэропорта выросла в 1,5 раза, до более 40 млрд руб. Таким образом, рентабельность Домодедова превышает 40%. Аналогичный показатель рентабельности – около 42% - показывает и Шереметьево.

В прошлом году Домодедово лишился статуса крупнейшего аэропорта России, уступив Шереметьево. Эксперты связывают это обстоятельство с банкротством "Трансаэро".

В статье встречаются персоны: Магомедов Зиявудин Гаджиевич, Греф Герман Оскарович, Громов Борис Всеволодович

Слухи

Социальные комментарии Cackle
наверх